Одним из наиболее древних и самых интересных видов прикладного искусства Узбекистана является художественная керамика. Ко временам глубочайшей древности восходят ее первые образцы, обнаруженные археологами на территории республики. Это блюда-ляганы, сферические чаши-пиалы и касы, вазы, кувшины, корчаги-хумы разнообразных размеров - от огромных до миниатюрных, удобные для употребления и в то же время изысканные по форме. В течение многих веков и по сей день керамические изделия пользуются спросом . Их отличает высокое мастерство исполнения, красота форм, волшебство орнаментальных решений, гармония смелой фантазии, чувство меры в обращении с цветом. подробнее...
Произведения многих народных мастеров керамики вошли в музейные собрания Узбекистана и зарубежных стран, частные коллекции.
Как
центры гончарского искусства издавна известны в Узбекистане Самарканд, Гиждуван, Шахрисябз, Катта-Курган, Риштан, Ханки и Хива в Хорезме, Ташкент.
-
Керамика Риштана;
-
Керамика Гиждувана;
-
Керамика Самарканда;
-
Керамика Ургута;
-
Керамика Хорезма;
-
Керамика Ташкента.
Во всех этих городах и селах гончары делают изделия приблизительно одних и тех же форм. Это прежде всего блюда, по-узбекски называющиеся "ляган”, “ коса” - чаша на кольцевом поддоне для жидкой пищи,” пиала” - маленькие чаши для чая ,” хурма” - сосуд с крышкой, похожий на супницу, узкогорлые кувшинчики для воды – “офтоба”. Эти формы производятся по всему Узбекистану, хотя они и имеют специфические особенности и вариации, а в связи с этим иногда и иные названия в различных городах и областях.
Народная керамическая посуда делается из местных гончарных глин. А им повсюду свойственны неповторимые цветовые оттенки и некоторые особенности пластических свойств, что придает обаятельное, хотя иногда и трудно уловимое своеобразие самому черепку глиняной посуды разных мест. В Узбекистане гончары, как правило, покрывают посуду перед росписью ангобом - глиняной обмазкой из высокосортной огнеупорной белой и красной глины. Ангоб называют "астар", что значит "подкладка", то есть фон для узора. Как правило, ангоб и полива с наружной стороны покрывают сосуд приблизительно до половины. Нижняя часть стенок и дно остаются терракотовыми.
В качестве красителей в узбекистанской керамике издавна применяются окись железа (красный и буро-красный до коричневого цвета), окись марганца (от черного до розово-фиолетового цвета), окись меди (зеленый цвет), окись сурьмы (желтый цвет), кобальт (сине-голубой цвет). Некоторые из этих красок еще до сих пор приготавливаются вручную, кустарным способом ( из железной и медной стружки, например). Однако сейчас все более широко употребляются покупные готовые красители. Глазурь употребляется и бесцветная, прозрачная, и подкрашенная, чаще всего зеленого и желтого тонов. Вместе с тем в некоторых местах, например в Хорезме, широко применяются поташная (щелочная) полива - "ишкор", изготавливаемая гончарами путем пережигания определенных растений. Окислы меди, подмешанные в глазурь с оловом, придают ей ту особой красоты зелено-голубой окраску, которую принято называть бирюзой. В зависимости от количества олова бирюзовая полива может быть более или менее прозрачной, полупрозрачной. Тогда сквозь нее будет просвечивать роспись, нанесенная прямо на черепок. Ангобные краски получают путем смешения с раствором огнеупорной глины.
В наши дни распространены в основном три традиционные техники декора: калями - свободное нанесение орнамента кистью, басма - различные типы штампа, впитывающего краску, чизма - гравировка орнамента по ангобу. Характер узорного декора узбекистанской керамики определяется растительно-геометрическим орнаментом, получившим блестящее развитие в национальном искусстве.
В одних областях до сих пор особенно любят одни цветовые сочетания, а в других - другие. То деление, схематично говоря, на керамику голубых тонов и на керамику коричнево-зеленых тонов, которое существовало в гончарном искусстве XIX - начала XX века, в общем сохраняется и сейчас. К первой принадлежит керамика Ферганской долины, Хорезма и Кара-Калпакии, ко второй - керамика Гиждувана, Джизака, Самарканда, Катта-Кургана, Шахрисябза, Ташкента. При общем колористическом сходстве существует большое различие в принципах декора между риштанской и хорезмийско-кара-калпакской керамикой. Это различие связано со специфическими локальными особенностями искусства в этих областях, с историческим своеобразием развития Ферганы и Хорезма.
Керамика узбексих мастеров фото
Posted by
Centralasia Adventures
Туристическая компания "Asia Adventures" – DMC оператор по Центральной Азии.
Вот уже 26 лет мы проводим всевозможные туры по Узбекистану, а также путешествия в соседних республиках - Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане, Таджикистане, Кашгаре (Западный Китай) и Кавказском регионе (Азербайджан, Грузия, Армения).