Centralasia Adventures Centralasia Adventures +998712544100
28, Mukanna str. Uzbekistan Tashkent region 100070
russianenglish

Керамика Хорезма

Керамика Хорезма

В одном из старейших городов мира - Хиве сложилась хорезмская школа керамики, отличающаяся монументальностью четкой графики геометрического орнамента. Узоры гончарных изделий так живо перекликаются с декором майолик, покрывающих стены знаменитых архитектурных памятников древней Ичан-калы, потому, что нынешние ремесленники являются прямыми потомками народных мастеров, украшавших ханские дворцы и мечети. Современные кулолы (гончары) используют те же природные компоненты для приготовления глазури-ишкор, какие применялись их предками для изготовления немеркнущих синих, голубых, бирюзовых изразцов. Самая древняя из среднеазиатских керамических школ – хорезмская. В силу особой территориальной изолированности Хорезма, местный керамический стиль практически не претерпел изменений и чуждых влияний. Дошел до нас через тысячелетия в первозданном виде.

Хорезмскую роспись не спутать ни с чем. Удивительной красоты и изящества витиеватый узор с широкими горизонтальными узорными каймами по краям. Те же, традиционные для среднеазиатского средневековья синие, голубые, белые тона и оттенки. Потому что на Востоке ультрамарин или бирюзовый цвет – это цвет счастья. Цвет воды и неба. Цвет жизни и мечты. Цвет счастья. Хорезмская керамика изначально символична и несет в себе достоинство талисмана. Прекрасная, плотная, звенящая глина. Широко открытые чашки невысоких пиал и касы. Ровные, большие плоскости ляганов с приподнятыми над ними под углом бортиками.

Хорезмские кувшины для хранения воды или молока имеют особенность. Внутри толстая глазурь покрывает их полностью. А снаружи заливка частична. Это гениальный термос. Если намочить неглазурованную часть кувшина, она пропитает пористую обожженную глину, и постепенно испаряясь, будет долго охлаждать содержимое кувшина.

Узоры на хорезмской посуде сдержанны, строги и благородны. Они выводится тонкими контурами марганца, фон заливается темно синим кобальтом или сине-зеленой бирюзой. Белая краска кладется густым толстым слоем и образует выпуклый рельеф. Кобальт при обжиге дает мелкие затеки на белый, придавая всей композиции голубоватый цвет. Особая густая глазурь, без использования современных красителей и лаков, наносится очень толстым слоем, еще более усиливая эффект рельефности и мерцания рисунка. Формулы красок и глазури передаются мастерами из поколения в поколения. Вся посуда, которую вы видите на фотографиях, выполнена и окрашена строго по классической старинной технологии,

Самые известные керамические центры начала 20 века: Хива, Ургенч, Ханки, Каттабаг, Кошкупыр, Чимбай, Бируни, Турткуль, Ходжейли. Приграничные Куня-Ургенч и Ташауз. В некоторых из них, с уходом старых мастеров, и с ухудшением качества жизни, промысел «замер». Но с каждым годом на выставках все чаще радует молодежь, работающая в этой технике. До тех пор, пока Хива остается всемирным туристическим центром, есть надежда, что древние тайны изготовления благородной хорезмской керамики не будут утеряны.


Керамика Хорезма фото

Похожие статьи

Panel Tool

Reset