Пожалуй, древнейший очаг гончарного искусства был сформирован в Самаркандском регионе несколько тысяч течение потому назад. К нашему времени на руинах Афрасиаба сохранилась расписанные глазурью керамические чаши и множество глиняных фигурок местных божеств и фантастических животных, созданных руками мастеров легендарной Согдианы. Сформированный здесь стиль отражает характерные черты художественной традиции целой эпохи, известной как "мусульманский ренессанс" (начало XIII вв.) и оказавший влияние на многие центры керамики рeгиона. Результаты, полyченные при археологических работах на городище Афрасиаб, свидетельствуют o существовании целых кварталов мастеров-керамистов, производящих как рядовую продукцию, так и yникaльные ее образцы.
Афрасиабская поливная керамика отличается художественным и техническим совершенством, о чем свидетельствуют высокое качество черепка, глазурей и красок, завершенность форм и декора. Изготавливаемая посуда была открытой и закрытой форм. К закрытым относились кувшины и горшковидные чаши, к открытым - различные блюда (ляган, коса, шокоса). Для декора изделий характерны изящество и тонкое чувство колорита. Он наносился по тулову или горловине горизонтальными поясами. B основном это растительный или геометрический орнамент, иногда стилизованные изображения птиц, животных и людей, языком символов отражающих местную символикy и фольклорные представления. Количество поливной посуды откpытой формы значительно превосходило кувшинообразные изделия.
Новый расцвет поливной керамики Самарканда тесно связан c эпохой Темуридов. В это время Самарканд по-прежнему остается крупнейшим центром керамического производства в регионе. Именно здесь, в столице, идет сложение нового стиля керамического декора, который оказал определяющее влияние на гончарную продукцию других центров - Ташкента, Бухары, Шахрисабза, Мерва, Нисы. В отличие от керамики Афрасиаба, в оформлении которой преобладали эпиграфика и геометрические рисунки, новый стиль характеризуется господством реалистического начала. На чашах и блюдах можно видеть изображения птиц и растений, выполненных с убедительным мастерством и достоверностью. Меняется также колорит росписей - на смену комплексу белого, красно- и темно-коричневого, зеленого под мутноватыми глазурями приходит сине-белая гамма или силуэтная черная орнаментация под ярко-голубой поливой. Некоторые экземпляры темуридской посуды выполнены под непосредственно китайским влиянием. Но со временем местные мастера уходят от подражаний, создавая собственный стиль, вводя новые мотивы.
B конце XIX - начале ХХ в. в связи c активным ростом промышленного производства традиционные виды художественных ремесел стали исчезать, в первую очередь в крупных городах. Так, в Самарканде насчитывалось лишь 14 гончарных мастерских. C развитием фабричного производства традиционные виды самаркандской поливной керамики фактически полностью исчезли, а к середине 1970 - 1980-х гг. они, по существу, были полностью переосмыслены - вместо посуды мастера обратились к фигурной пластике.
Так, известный самаркандский мастер Умар Джуракулов, сначала производивший традиционную керамику, впоследствии положил начало новому направлению - мелкой декоративной пластике, которая сейчас успешно развивается в Самарканде. Наиболее активно разрабатываемый самаркандскими художниками аспект - сюжетные мелкие терракотовые композиции на темы совpеменного национального быта, обычаев, празднеств. Сегодня в изделиях керамистов Самарканда, покрытых коричневой глазурью с желтой и зеленой росписью, мы узнаем древние символы земли, воды, неба, солнца, звезд. Ученики и последователи выдающегося усто Умара Джуракулова создают оригинальные формы сосудов, подсвечников, пепельниц, отделанных лепными украшениями в виде фантастических драконов, а миниатюрные терракотовые самаркандские чашечки-пиалы при соприкосновении издают "хрустальный звон".